Montenegro will be stricter on taxes: who will be affected by changes in the law

May 18, 2021
Montenegro citizenship: tax rates and changes in tax law in 2021
Share on facebook
Share on twitter
Share on whatsapp
Share on telegram
Photo: Adobe Stock
The law will require local banks to report to the IRS accounts held by tax residents of other countries. International companies will also begin to report income tax payments for branches in other countries. We tell you why the IRS needs this information and whether it is beneficial to become a tax resident of Montenegro in 2021.

The Cabinet of Ministers of Montenegro adopted changes on May 13, 2021. They will be enshrined in the Law on Tax Administration.

What will change in Montenegro's tax legislation

There will be an exchange of financial information with other countries. Financial institutions, such as banks, will identify accounts that belong to tax residents of EU and third countries. Information will be collected on such accounts:

  • on transactions;

  • the balance of the account;

  • the sources of money on the account.

Banks will pass data on accounts to the Montenegrin tax service, which will then send it to the tax services of other countries. Thus, states will be able to identify cases of illegal money withdrawal and tax evasion.

Most countries in the world exchange financial information automatically under the Organization for Economic Cooperation and Development plan. The tax authorities check the data they receive against the information on tax returns filed for the reporting period. If the tax authorities find discrepancies, they have the right to check the taxpayer. For example, request documents with explanations of discrepancies.

In May 2021, Russia receives data on foreign accounts of citizens and tax residents from 75 states and 13 territories, among which Montenegro is not. The complete list is presented in the Order of the Federal Tax Service dated December 4, 2018, No. ММВ-7-17 / 784С.

Tax reporting of international companies will become more transparent. A company can be a tax resident of Montenegro and at the same time have representative offices and branches in other countries. According to the new rules, such companies will have to submit to the Montenegrin tax authorities:

  • information on activities in other countries;

  • information on profit tax paid for each foreign representative office of the company.

The Tax Service of Montenegro will also exchange the data received with the countries in which the representative offices of local international companies operate.

There will be an additional tax on the sale of undeclared real estate. Taxpayers sometimes do not declare real estate if they cannot confirm the legality of the money with which it was purchased. If the taxpayer decides to sell such real estate, the transaction will be subject to additional tax. The new tax is likely to include the full amount that the seller should have paid when buying and owning such real estate. But the government of Montenegro has not yet disclosed exactly how the process of collecting taxes in such situations will be arranged.

The changes are aimed at bringing Montenegro’s tax laws in line with the uniform laws of the European Union. This will improve the country’s chances of joining the European Union in 2025. Exchange of tax information at the international level will allow faster detection of violations. At the same time, Montenegro’s budget will be replenished through a more efficient tax collection system.

What taxes are paid by individuals and companies in Montenegro

Montenegrin law establishes relatively low rates on the main taxes paid by individuals and companies. For example, income tax in Montenegro is charged at a flat rate of 9%, and in Russia – from 13% depending on the amount of income.

The conditions of taxation depend on whether the payer is a tax resident of Montenegro. In order to become a tax resident, one must live in the country for at least 183 days per year.

Tax rates and conditions in Montenegro in 2021

Tax Rate and conditions
for residents
Rate and conditions
for non-residents
Income tax for individuals 9% of all world income 9% only on income earned in Montenegro
Corporate income tax 9% of all world income 9% only on income earned in Montenegro
VAT 21%
Real estate tax 0,25—1% of the value of the object
Dividend tax 9% 9%
Interest tax 0% 9%
Royalty tax 0% 9%

Terms of the Agreement on Avoidance of Double Taxation between Russia and Montenegro

A Double Taxation Treaty (DTT) has been in force between Montenegro and Russia since 1997. It regulates the process of paying taxes when the source of income is in one country and the recipient is in the other. In this case, SITN applies to taxes on:

  • income of individuals;

  • income of legal entities;

  • immovable property of individuals and legal entities.

Payment of personal income tax depends on the taxpayer’s country of residence. Two variants are possible:

  1. The payer is a tax resident of Russia and receives part of his income from Montenegro. He pays income tax in Russia at a rate of 13%. Part of the income from Montenegro is taxed twice: first you have to pay 9% in Montenegro, then pay 4% more in Russia.
  2. The payer is a tax resident of Montenegro, receives income in both countries. In this case, income tax is also paid twice. But in Russia, only the difference of 4% is paid on the income received from Russian sources.

Tax residents of Montenegro can save up to 27% of income tax if the main source of their income is not in Russia.

Up to 27%

saves the resident of Montenegro on income tax

The payer receives a total income of ₽ 100,000 per year. Of that, ₽ 90,000 from a source in Montenegro and another ₽ 10,000 from a source in Russia.

A tax resident of Montenegro will pay ₽ 9,400 of income tax: ₽ 9,000 (9%) of world income in Montenegro + ₽ 400 (4%) of income from a Russian source in Russia. A Russian tax resident will pay ₽ 13,000 tax.

Savings for a tax resident of Montenegro is ₽ 3,600 or 27% of the income tax.

Payment of income tax for the company. If the company is registered in Montenegro, it pays income tax only in Montenegro at the rate of 9%. But if a Montenegrin company has a permanent representative office in Russia, then it pays tax on profits of the Russian representative office in Russia at the rate of 20%. The same rule applies to Russian companies with a representative office in Montenegro.

Montenegrin companies can save up to 50% of the amount of income tax, even if they have branches in Russia.

Up to 50%

Montenegrin companies save on profit tax

A Montenegrin company with a representative office in Russia earns ₽ 100,000 of profit per year. Of that, ₽ 90,000 of income comes from the head office in Montenegro, and the remaining ₽ 10,000 from the Russian representative office. The company will pay ₽ 10,100 tax: ₽ 9,000 (9%) of global profits in Montenegro + 1,100 ₽ (+ 11%) of Russian representative office income in Russia.

A Russian company with a representative office in Montenegro receives 100,000 ₽ a year, of which ₽ 90,000 is a profit of the head office and ₽ 10,000 is the income of the representative office. The company will pay ₽ 20,000 tax: ₽ 18,000 in Russia for the head office + ( ₽ 1,100 in Russia + ₽ 900 in Montenegro for the representative office).

A Russian can become a tax resident of Montenegro if he/she lives in the country for more than 183 days per year. To live in the country for a long time, you need a residence permit or citizenship.

Temporary Residence Permit in Montenegro can be obtained by purchasing real estate or opening a business in the country, employment, or study. The temporary residence permit is issued for one year, and every year it must be renewed. After five years of status, maintenance is allowed to apply for a permanent residence permit. And if you live in Montenegro for 10 years, you can get citizenship.

Citizenship of Montenegro can be obtained in six months if you invest from € 350,000 in the economy of the country. The investment involves a non-refundable contribution to the state fund and the purchase of shares in tourist real estate, approved by the government. The investment program of citizenship is valid in Montenegro until the end of 2021.

Citizenship program by investment in real estate

Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: Hotel Apartments in Budva

Apartments in the new hotel complex Cruiser on the beachfront in Budva. Price - from € 450,000

Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: apartments in the ski resort in Kolasin

Apartments in a five-star hotel in the Montis ski resort in Kolasin. Price - €250,000

Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: apartments in a resort complex in Tivat

Apartments in the resort complex Boka Place in Tivat. Price - from €295,000

Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: Hotel Apartments in Budva
Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: apartments in the ski resort in Kolasin
Montenegrin Citizenship by investment in Real estate 2021: apartments in a resort complex in Tivat

Immigrant Invest is an official representative of the Montenegro citizenship program by investments. If you want to get a second passport and become a tax resident of the country, seek advice from the experts of the investment programs.

Receive expert materials from our team once a week

Receive new articles in a weekly digest

Thanks for subscribing!

It remains only to confirm the email

Черногория будет строже следить за уплатой налогов: кого коснутся изменения в законе

18 мая, 2021
Гражданство Черногории: налоговые ставки и изменения налогового законодательства в 2021 году
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Фото: Adobe Stock

Закон обяжет местные банки сообщать налоговой службе о счетах, которыми владеют налоговые резиденты других государств. Международные компании также начнут отчитываться об уплате налога на прибыль за филиалы в других странах.

Рассказываем, зачем налоговой службе эти данные и выгодно ли становиться налоговым резидентом Черногории в 2021 году.

Кабинет министров Черногории принял изменения 13 мая 2021 года. Их закрепят в Законе о налоговом администрировании.

Что изменится в налоговом законодательстве Черногории

Появится обмен финансовой информацией с другими странами. Финансовые учреждения, например банки, будут выявлять счета, которые принадлежат налоговым резидентам государств Евросоюза и третьих стран. По таким счетам будет собираться информация:

  • о транзакциях;
  • об остатке по счету;
  • об источниках денег, поступающих на счет.

Банки будут передавать данные о счетах в налоговую службу Черногории, которая затем направит их в налоговые службы других стран. Так государства смогут выявлять случаи незаконного вывода денег и уклонения от уплаты налогов.

Большинство стран мира обменивается финансовой информацией автоматически по плану Организации экономического сотрудничества и развития. Налоговые службы сверяют полученные данные с информацией по налоговым декларациям, поданным за отчетный период. Если налоговая служба обнаружит расхождения, она имеет право проверить налогоплательщика. Например, запросить документы с пояснениями по расхождениям.

В мае 2021 года Россия получает данные о зарубежных счетах граждан и налоговых резидентов от 75 государств и 13 территорий, среди которых нет Черногории. Полный список представлен в Приказе Федеральной налоговой службы от 4.12.2018 № ММВ-7-17/784С.

Налоговая отчетность международных компаний станет прозрачнее. Компания может быть налоговым резидентом Черногории и при этом иметь представительства и филиалы в других странах. По новым правилам такие компании должны будут подавать в налоговую службу Черногории:

  • информацию о деятельности в других странах;
  • данные об уплаченном налоге на прибыль по каждому зарубежному представительству компании.

Налоговая служба Черногории также будет обмениваться полученными данными со странами, в которых действуют представительства местных международных компаний.

Появится дополнительный налог при продаже незадекларированной недвижимости. Налогоплательщики иногда не декларируют недвижимость, если не могут подтвердить легальность денег, на которые она приобретена. Если налогоплательщик решит продать такую недвижимость, сделку обложат дополнительным налогом. Новый налог вероятно включит полную сумму, которую продавец должен был платить при покупке и владении такой недвижимостью. Но правительство Черногории пока не разглашает, как именно будет выстроен процесс взимания налогов в таких ситуациях.

Изменения направлены на то, чтобы налоговое законодательство Черногории соответствовало единым законам Евросоюза. Это повысит шансы страны на вступление в Евросоюз в 2025 году. Обмен налоговой информацией на международном уровне позволит быстрее выявлять нарушения. При этом бюджет Черногории будет пополняться за счет более эффективной системы сбора налогов.

Какие налоги платят физлица и компании в Черногории

Закон Черногории устанавливает сравнительно невысокие ставки по основным налогам, которые платят физлица и компании. Например, подоходный налог в Черногории взимается по единой ставке 9%, а в России — от 13% в зависимости от суммы дохода.

Условия налогообложения зависят от того, является ли плательщик налоговым резидентом Черногории. Чтобы им стать, нужно жить в стране не менее 183 дней в году.

Ставки и условия налогообложения в Черногории в 2021 году

Налог Ставка и условия
для резидентов
Ставка и условия
для нерезидентов
Подоходный налог для физлиц 9% от всей суммы мирового дохода 9% только с дохода, полученного в Черногории
Налог на прибыль юрлиц 9% от всей суммы мирового дохода 9% только с дохода, полученного в Черногории
НДС 21%
Налог на недвижимое имущество 0,25—1% от стоимости объекта
Налог на дивиденды 9% 9%
Налог на проценты 0% 9%
Налог на роялти 0% 9%

Условия соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Черногорией

Соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) действует между Черногорией и Россией с 1997 года. Оно регулирует процесс уплаты налогов в тех случаях, когда источник дохода находится в одной стране, а получатель — в другой. В этом случае СИДН применяется к налогам на:

  • доход физлиц;
  • прибыль юрлиц;
  • недвижимое имущество физлиц и юрлиц.

Уплата налога на доход физлиц зависит от страны налоговой резиденции плательщика. Возможны два варианта:

  1. Плательщик — налоговый резидент России, часть дохода получает из Черногории. Он платит подоходный налог в России по ставке 13%. Часть дохода из Черногории облагает налогом дважды: сначала нужно заплатить 9% в Черногории, затем доплатить 4% в России.
  2. Плательщик — налоговый резидент Черногории, получает доход в обеих странах. В этом случае подоходный налог также платится дважды. Но в России оплачивается только разница 4% по доходу, полученному из российских источников.

Налоговый резидент Черногории может сэкономить до 27% от суммы подоходного налога, если основной источник его дохода находится не в России.

До 27%

экономит резидент Черногории на подоходном налоге

Плательщик получает суммарный доход 100 000 ₽ в год. Из них 90 000 ₽ из источника в Черногории и еще 10 000 ₽ — из источника в России.

Налоговый резидент Черногории заплатит 9400 ₽ подоходного налога: 9000 ₽ (9%) от суммы мирового дохода в Черногории + 400 ₽ (4%) от дохода из российского источника в России. Налоговый резидент России заплатит 13 000 ₽ налога.

Экономия для налогового резидента Черногории составляет 3600 ₽, или 27% от суммы подоходного налога.

Уплата налога на прибыль компании. Если компания зарегистрирована в Черногории, она платит налог на прибыль только в Черногории по ставке 9%. Но если у черногорской компании есть постоянное представительство в России, то она платит налог на прибыль российского представительства в России по ставке 20%. Такое же правило применяется к российским компаниям с представительством в Черногории.

Черногорские компании могут сэкономить до 50% суммы налога на прибыль, даже если у них есть филиалы в России.

До 50%

экономят черногорские компании на налоге на прибыль

Черногорская компания с представительством в России получает 100 000 ₽ прибыли в год. Из них 90 000 ₽ дохода приносит головной офис в Черногории, а остальные 10 000 ₽ — российское представительство. Компания заплатит 10 100 ₽ налога: 9000 ₽ (9%) от мировой прибыли в Черногории + 1100 ₽ (+ 11%) от дохода российского представительства в России.

Российская компания с представительством в Черногории получает 100 000 ₽ в год, из них 90 000 ₽ — прибыль головного офиса и 10 000 ₽ — доход представительства. Компания заплатит 20 000 ₽ налога: 18 000 ₽ в России за головной офис + (1100 ₽ в России + 900 ₽ в Черногории за представительство).

Россиянин может стать налоговым резидентом Черногории, если проживет в стране больше 183 дней в году. Чтобы жить в стране длительное время, нужен вид на жительство или гражданство.

Временный вид на жительство (ВНЖ) в Черногории можно получить при покупке недвижимости или открытии бизнеса в стране, трудоустройстве или учебе. ВНЖ выдается на год, и каждый год его нужно продлевать. Через пять лет поддержания статуса разрешается подать на постоянный вид на жительство. А если прожить в Черногории 10 лет, можно получить гражданство по натурализации.

Гражданство Черногории можно получить за полгода, если инвестировать от 350 000 € в экономику страны. Инвестиции предполагают безвозвратный взнос в госфонд и покупку доли в туристической недвижимости, одобренной правительством. Инвестиционная программа гражданства действует в Черногории до конца 2021 года.

Недвижимость для инвестиций по программе гражданства

Иммигрант Инвест — официальный представитель программы гражданства Черногории за инвестиции. Если вы хотите получить второй паспорт и стать налоговым резидентом страны, обращайтесь за консультацией к экспертам инвестиционных программ.

Автор: Алевтина Калмук

Информация, приведенная в данной новости, подготовлена для создания общего представления об обсуждаемых темах, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 ГК РФ. Все размещенные в данной статье цитаты оформлены исключительно в информационных целях в объеме, оправданном для цитирования, согласно ст. 1274 ГК РФ.

Еще новости

Все об инвестиционном гражданстве для космополитов в вашей почте

Подписаться на обновления в Telegram

Изменения в программах, новости и комментарии экспертов

Подписаться на обновления

Получайте новые статьи в еженедельном дайджесте

Головной офис

Вена, Австрия

Doblhoffgasse 9, 1010
IMC Member Immigrant Invest

По назначению

Для путешествий

Запасной аэродром

Для детей

Изменения в программах

По назначению

Для путешествий

Запасной аэродром

Для детей

Изменения в программах

Гражданство

Вид на жительство

Программы

Ресурсы

Компания

Спасибо за подписку!

Осталось лишь подтвердить email